Критика культуры, политики, событий, а также выставление на свет всех язв, которыми страдает сама общественность
Критика культуры, политики, событий, а также выставление на свет всех язв, которыми страдает сама общественность

Восковые куколки

Влияние окружающей среды на развитие ребенка и взрослого человека

Тема воспитания или, выражаясь точнее, тема развития ребенка составляет крайне важную часть в нашей жизни. Каждый родитель, которому посчастливилось быть наделенным разумом, понимает насколько велика и ответственна его задача. Такой родитель прежде чем родить, сто раз задаст себе вопрос: способен ли он развить ребенка так, чтобы тот умел справляться с жизнью или же ему стоит подкопить еще немного знаний и подняться на более высокую ступень материального благополучия. Те же, кто не привык мучить свою голову подобными мыслями — не представляет для нас большого интереса. Это пропавшие и совершенно не умеющие критиковать себя люди; они обречены на вечные ошибки, обречены мучить этими ошибками своих детей и, вместе с этим, передавать их по наследству.

В этой статье, которая озаглавит небольшой, но очень ёмкий ряд статей на тему воспитания, я намерен высказать громко и открыто то мнение о воспитании, которое исходит из фактических сведений о природе человека. Я считаю, что только такой подход, основанный на наблюдениях и экспериментах, может достоверно указать нам на те предметы и на те особенности воспитания, которые вредят человеческому организму, а какие приносят ему пользу. Все эти сведения, которые основаны на понимании того: «что такое человек», помогут нам устроить свою жизнь и жизнь ребенка наиболее рациональным способом, то есть, таким, который позволит сэкономить человеку силы и поспособствуют его физическому благосостоянию.

Эта статья будет посвящена отдельному вопросу, – вопросу о влиянии окружающей среды на развитие не только еще совершенно чистого ума ребенка, но и на ум уже вполне состоявшейся личности. То есть, она одинаково найдет себе применение как на столе у ответственного родителя, так и у уже окрепшей личности, которая с трепетом относится к качеству собственного интеллекта, к вопросу собственного комфорта и отличается от других людей излишней любознательностью.

Я не буду здесь пытаться жестоко утопить читателя в бездне непонятной широкой публике терминологии, а пообещаю ему предоставить только лишь воздушную пену из сливок с самой поверхности научного коктейля. Она отличается невесомой легкостью: мы об этом свойстве пены будем помнить, и её мы сохраним.

Безусловно, касаясь темы мышления, очень тяжело и даже невозможно обойти тему мозга стороной. И чтобы выполнить свое обещание о «лёгкости» статьи, я считаю нужным дать краткое определение термину «Мозг», а затем дополнить и объяснить его при помощи наглядного примера.

По ряду анатомических и функциональных признаков мы можем представить головной мозг в виде сенсорной системы. То есть, мозг — есть ни что иное, как чуткий организатор всех тех раздражителей, которые постоянно действуют на наш организм. Все эти элементы поступают из окружающей среды, и проходя через жесткий анализ мозга, занимают своё уютное место в нашей памяти. Эти раздражители или элементы, ему (мозгу) необходимо расфасовывать по своим местам. И, как вы правильно догадываетесь, проделывает он это с целью помочь организму запомнить, что именно в этом мире приносит ему вред, а что обещает удовольствие и сохранность.

Всё это говорит нам о том, что наше поведение главнейше основано на механизмах центральной нервной системы, которая делает всё, для того чтобы наиболее точно приспособить организм к окружающей его природе. А природа мучительно разнообразна. Она требует от организма предельного внимания к себе, а иначе, если организм отказывается её изучать или откровенно игнорирует её законы, то она с предельным равнодушием лишает его сил, выпускает ему кровь и сбрасывает сухой и безнадежный труп со сцены жизни, освобождая место для организма более приспособленного.

Как вы уже, наверное, поняли, приспосабливается человек, как и любой другой животный организм путем постоянных проб и ошибок, находясь в непрерывных отношениях с окружающим миром. Взаимодействуя с ним, человек узнает опасна та или иная вещь, убийственно ли то или иное явление природы: последует ли за прозвеневшим колокольчиком роскошная бутылка дорогущего вина или же после этого звона вам отрежут ногу или часть руки. В связи с этим, у вас вырабатывается та или иная целесообразная реакция на встречающиеся вещи. Вы понимаете, как вам нужно реагировать. И все ваше поведение, то есть, все ваши реакции – от реакции на знакомого или родного вам человека, до реакции на сказанное вам этим человеком какого-нибудь болезненного или теплого слова, – все эти реакции основаны на сложной рефлекторной деятельности головного мозга, то есть – на прошлом опыте с этим человеком, вещью, явлением или словом.

Внимательное рассмотрение этих механизмов связи, убедительно толкующих нам о чувствительной зависимости человека от окружающей природы, привлекают к нашему вниманию живописный случай из истории Афин. Каждый помнит рассказы афинских жрецов о богине основательнице города Афин. Как они утверждали, богиня выбирала местность для его основания, исходя из желания сделать будущих жителей этого города мудрыми. Именно поэтому он был возведен на месте, где, как она полагала, климат являлся наиболее комфортным для развития ума. В Афинах воздух чист и лёгок, поэтому афиняне так сообразительны; в Фивах же, напротив, воздух груб и тяжёл — отчего фиванцы имели репутацию глупых, но выносливых.

Выслушав рассказ древних жрецов, мы не должны поддавать его жестокой критике — она здесь ни к чему. Это всего-навсего удачная иллюстрация многочисленных опытов о влиянии воздуха, почвы, места или, если сказать иначе – среды, где мы родились и живем. Это демонстрация того, как внешние факторы влияют не только на цвет кожи, выносливость, телосложение, красоту осанки, но и на наше поведение. В этом люди подобны растениям: они меняют свой нрав, прочность и степень своей агрессивности, если их пересадить на другую почву, поместить в другое место. Иная эпоха — иные отношения людей друг с другом; иное время — иная мода на суеверия, тупоумие и рабство; иная религия — иные угрызения совести и чувство морали.

На основании всех предыдущих соображений, я решаюсь высказать ту мысль, что: окружающей средой – в особенности нашей культурой – регулируется наше отношение к любым проявлением воспаленного воображения человечества. Важно только, чтобы очередная глупость была закреплена законом, а умело приложенная рука педагога уже легко подгонит мозги ребенка, под стандарты существующей моды. Все это должно нас наводить лишь на одну мысль, мысль о том, что мы должны с исключительной ответственностью подходить к выбору идей и сведений о мире, которыми собираемся воздействовать на страшно восприимчивый ум этой восковой куколки, которой является ребёнок, ведь этот нежный ум, находясь в состоянии горячего воска, воспринимает на себе любого рода отпечатки.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *