Критика культуры, политики, событий, а также выставление на свет всех язв, которыми страдает сама общественность
Критика культуры, политики, событий, а также выставление на свет всех язв, которыми страдает сама общественность

Действительность и фальшивая мораль

Устаревшие принципы морали следовало бы давно изменить

Уже давно следовало бы избавиться от общепризнанной морали. Принципы, которые лежат в её основе безнадёжно устарели и испытывают мучительную потребность в перемене на более надёжную опору, которым является разум. И это не удивительно, ведь романтизм красиво развалился еще в девственных руках античного мира, а после и не претендовал ни на какую иную роль, кроме как на строго декоративную. Мы больше не воспринимаем гром, как шум падающих снарядов, метаемых Зевсом, и не смотрим на закат, как на отворяемые ворота богиней Эрос, откуда должна выехать колесница Солнца. Если исследователям природы и удалось легко освободить человечество от подобных детских заблуждений, вызванных ничем не ограниченной работой воображения, то произошло это в силу глобальности и широты таких природных явлений, чего не скажешь о явлениях сложнонервных — мозговых, которые составляют наше мышление, свободно ткущее различные идеи, вроде и обсуждаемой нами идеи морали. Объяснить человечеству, как вызывается в нас чувство морали гораздо труднее, потому что для этого нам необходимо научить это человечество залазить в чужие черепа и бить различные участки мозга током. Но сделать это весьма проблематично, потому что большинство воспитывается в настолько гламурной атмосфере, что заглянуть внутрь себя или кого-нибудь другого глубже кожного покрова или мышечной маски, где находятся сосуды, нервные сплетения, густые капиллярные сети, – залезть туда никто и не подумает. Более того, они это считают пугающим и отвратительным. Стало быть, все ваши попытки ответить ему на фундаментальные вопросы: «что такое человек, мышление, интеллект, воображение?» будут, скорее всего, восприняты, как бред фанатика или сумасшедшего, потому что ответы ваши будут жестко конфликтовать с теми романтичными и гламурными представлениям, которые уже давным-давно комфортно обосновались в нашем обществе.

Считаясь с этой модой на мечтательность и боязнь света, нам и дальше придётся наблюдать за тем, как хрупкая, ажурная общественная мораль и дальше будет демонстрировать свою беспомощность в ограничении человека от войн, насилия и бессмысленной агрессии. Чтож, за любовь к иллюзиям мы обязаны платить. А нет ничего более иллюзорного, чем мораль, основанная на страхе перед адским пламенем и на побуждениях, связанными с высшими силами, которые стоят над физической природой. И нет ничего удивительного, что подобные люди проводят свою жизнь в вечном беспокойствии, тревогах, в погоне за химерами, ограничивая своё чувство и лишая себя всех дорогих вещей жизни; пусть эти люди и дальше проводят свои дни за молитвами, неограниченными страстями, жертвоприношениями и пусть терзают себя дальше за поступки, наказание за которые было создано их же воображением. Жалок тот человек, который поступает хорошо только потому, что испытывает страх быть наказанным в этой или будущей жизни. Человек, воспитанный в действительной жизни, знает, что природа и без всех этих бредней гораздо лучше настроит его чувство к окружающим его людям, к обществу. Его моральный вкус замешан на естественных компонентах опыта, размышления, разума и выкристаллизован привычкой. Он способен испытать столь же глубокое восхищение добрым поступком со стороны, какое испытывает человек искусства глядя на сложную картину. Его мышление не искажено предписаниями со стороны или даже с небес, он живет в действительной жизни и благодаря одному лишь своему неискаженному никаким бредом взгляду, понимает, что ведет к личному и общественному благу, а что ему безусловно вредит. Мораль была бы пустой наукой, если бы не могла доказать человеку, почему важно быть добродетельным, а доказать это может только очевидная закономерность. Но наши дорогие моралисты до сих пор считают людьми нравственными лишь тех, кто не нарушает общих приличий, хотя такие люди, как правило, живут ничтожнейшей жизнью и исполняют предписания морали лишь из чувства долга, к этому списку, а не по свободному влечению.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *