Критика культуры, политики, событий, а также выставление на свет всех язв, которыми страдает сама общественность
Критика культуры, политики, событий, а также выставление на свет всех язв, которыми страдает сама общественность

Искусство быть понятным I Чистота изложения

Каким правилам необходимо следовать при письме и речи, чтобы твоя мысль была понятна каждому?

Приступая к написанию, уже лежащей перед тобой, читатель, статьи, я бы хотел уведомить тебя, что отнюдь ни мой скромный и часто спотыкающийся навык изложения внушил мне уверенность в то, что я в свои юные и бедные опытом годы способен рассуждать на столь серьёзные темы. Нет. Я бы вообще сказал, что здесь мало меня, как такового. Всё вылившееся на бумагу из-под моего пера, есть мысли и рассуждения, которые я имел счастье случайно найти и присвоить у авторов, которых по праву можно назвать представителями изящного интеллектуализма. Прошу считать их авторами этих строк, я же, всего-навсего пытаюсь передать их вам, стараясь при этом не попортить.

Возникновение этой статьи объясняется не какой-то внутренней моей обеспокоенностью за будущее языка или жаждой несколько помочь будущему оратору, писателю или простому человеку стать понятным,- нет. Это не так. Вернее, это «не так» отчасти. Я не могу претендовать на роль учителя, пока сам пребываю в роли ученика, а значит и забота о чужих речах не должна быть моею принадлежностью. Стало быть, моё желание разобрать вопрос: «Как достичь чистоты изложения и стать понятным для других»,- обусловлено исключительно моей потребностью научиться ясно писать и говорить. Как видите, возникновение этой статьи есть желание абсолютно эгоистическое, а значит она будет написана с предельным вниманием и в конечном итоге, выйдет как вполне себе приятный и полезный для моего и чужого опыта продукт.

Очень сложно не поддаться очаровательной силе, гибкости и эластичности слов. Они и краска, и температура чувств, они оружие, лекарство, беспокойство и уют; ими можно приковать к себе внимание толпы, направить их мысли в нужном направлении и тем самым изменить их жизни, жизнь страны, истории. Не пронзали ли вас чувства, когда вы становились свидетелями того, как словами одного лишь человека менялись страсти всего народа, и не впечатляли ли вас судебные процессы, которые меняли свой исход из-за одной лишь ловко выброшенной фразы? Чтобы вы не отвечали, но искусство чисто и изящно излагать собственную мысль было востребовано во всех свободных и мирных государствах и пользовалось почтением у образованных людей. К тому же, никто из вас не решится отказаться от этого искусства, если нам предложат им бесплатно и без усилий овладеть, ведь мы хорошо помним, что и у слов есть пальцы, которыми можно ласкать. А кто же подумает отказаться от этой возможности, ведь она позволяет нам, вопреки бурям и морям, чуть ли не тактильно находиться рядом со своей возлюбленной или любимым. Но искусство чисто излагать свои мысли никто даром не выдаёт, ему следует учиться, а выработанный навык требует постоянного ухода за ним и усердных упражнений. На мой взгляд, это только подымает ему цену и наносит золотистый блеск на его стройные черты, а не пугает и отталкивает. И поэтому мы без сожаления сейчас отдаём ему своё внимание.

Итак, для того, чтобы приковать к себе внимание публики и быть желанным писателем, учителем или собеседником, мы, прежде всего, должны научиться понимать самих себя и свои цели. Понимание того, что ты хочешь сказать, умение отыскивать собственную мысль — первостепенный навык человека, который преследует цель: стать убедительным, понятным и легким для всех мыслителем. Доведите это умение до блеска; научитесь допрашивать себя с таким диким пристрастием, которое не оставит у мозга никаких тайн в запасе; пусть он выложит перед вашей целью всё, что вы потребовали от него, потому что только так вы сможете приобрести себе обрисованное со всех сторон представление о вопросе, который и является целью вашего изложения. Говорить или писать просто из желания поболтать или попачкать перо с бумагой, занятие, конечно, увлекательное, но оно не наградит вас ничем, кроме истерической зевоты со стороны слушателя и нетронутым мыслью читателем, который готов читать вообще любую дрянь, просто потому что в нем сильна любовь к процессу чтения. Тексты, написанные для подобной публики, не представляют никакой ценности. В них нет ни блеска, ни мысли, а значит нет ни чувства, ни малейшего влияния на читателя. Это просто бледная картина, выставленная автором без освещения и заслуживающая стоять в кладовке.

Авторы (прощу понимать под этим словом и всех тех, кто просто нацелен на устное общение), которые не посчитали нужным развить в себе наблюдательность и тонкий анализ душевных движений людей, поголовно страдают трескотнею, шаблонностью и равностью мысли. Не понимая ни себя, ни других, а значит и не умея точно разрешить для себя вопросы: «для кого, зачем и для чего моя мысль?», ваш мыслительный процесс лишается главного – отчетливой канвы, по которой красиво должна вышиваться любая внятная и захватывающая мысль. Не имея её, вы будете обречены постоянно встречаться с пропастями в своей мысли, на место которых вам необходимо поставить, по крайней мере, скалу, соответствующую глубине этой самой пропасти. Но, как мы знаем, таскание скал — дело нелегкое и его как-то надо обойти, чтобы не тревожить сухожилий и не надламывать позвонки. В лучшем случае, на помощь являются уродливые натяжки, которые призваны быстро, но неестественно соединить две мысли между собой; в худшем же случае — прыжки через эти пропасти, которым уж лучше всего предпочесть полнейшее безмолвие.

Что ж, с этим пунктом мы покончили, выяснив для себя, что прежде чем, что-то написать или сказать, необходимо с детальной точностью выяснить у себя «зачем, для чего и для кого моя мысль?», так как без ответа на эти вопросы, ваше мышление не имеет объединяющей и властно ведущей вас и ваш ум силы; без получения ответа,- вы заметите,- ваша мысль гуляет, шатается и рвётся.

 

Как изложить? Выработка собственного стиля изложения; собственной точки зрения

Далее следует вопрос: «Как изложить?». Одного совета: «пишите/говорите просто, по общественному, популярно!» тут явно недостаточно, потому что совет этот неполон и нуждается в нескольких немаловажных уточнениях. Писать и говорить просто – совсем нелегко, необходимо выработать стиль, потому что выражаться без стиля, то есть, без того, что выражает ваш характер, мировоззрение, развитие и волю, вы будете вынуждены постоянно промахиваться и попадать ни туда, куда вам нужно. Одной простоты совсем недостаточно. Нужен фанатизм, нужен свой взгляд, искусство, — или выражаясь картинно, — в чернила необходимо поместить историю вашей личности. Чтобы достигнуть этого, нужна работа, необходимо выработать в себе мыслящего человека, который отстаивает своё мировоззрение и который настаивает на нём. Не имея глубокого знания, а значит и не имея собственной точки зрения, вы будете вынуждены страдать бедностью идей. Любой ваш творческий подход к составлению мысли окажется мучительным для вас, а оборотам вашим будет заметно недоставать ясности и красок, которые всегда есть следствие незнания особенностей языка. Заполучив себе большим трудом собственную точку зрения, вы невольно научитесь и подавать любые факты под нужным вам углом, что имеет огромную практическую ценность для каждого носителя знания или идей. Но будьте искренни к себе, чтобы быть и искренним к читателю, ваше знание должно быть безусловно и понятно вам. Изучите предмет прежде, чем вы соберетесь рассказать или написать о нём. Никогда не пытайтесь покрыть недостаток собственного знания, какой-нибудь, – пусть и смелой, – но догадкой, а не фактом, иначе при рассуждении о нём, вы будете биться лбом о тесные стены и заходить в различные тупики, которые любят по-ребячески перелазить различные идеологи, игнорируя сам факт нелогичности выведенного. На вашем пути не должно быть стен, а лишь простор для мысли и богатство дорог, по которым вы имеете возможность отправиться, чтобы как можно более полно удовлетворить вопрос вашей аудитории. Первым делом, расскажите факт, представьте его в обнаженном, естественном виде, а только уж потом осветите его со всех сторон собственной точкой зрения и принарядите декоративно поблескивающей моралью, которую с таким упорством пытается напялить чуть ли не каждый интеллигент на любой вопрос. Предоставь прежде всего факт! Дай читателю разглядеть его и убедиться в его подлинности. Пусть он разберёт его на составляющие, а ты помоги ему в этом; только помогай так, чтобы он даже не заметил твоей помощи и остался убежден, что он пришел к этому выводу самостоятельно.

Всё это клонится к неудобному для лентяя заключению, что изящная словесность – это труд, который должен стать частью всей вашей жизни — жизни мыслящего человека, который находится в постоянном поиске нового знания, новых чувств.

 

Умейте горячо любить и истово ненавидеть

Немыслимой близорукостью было бы считать, что стиль возможно свить только из формальных составляющих, полностью игнорируя при этом главные элементы живой души. Под этими элементами я подразумеваю умение горячо любить и истово ненавидеть. Эти элементы необходимо вплести в свои внутренние мозговые вены, а они уже детонирующим действием на нервную систему, сообщат вашему стилю роскошную и огненную гравировку. Ведь вам хорошо известно, что ничто так не возбуждает умственную деятельность и ничто, кроме сознательной ненависти и любви, не заставляет нас с таким азартом вгрызться в изучение вопроса, чтобы овладеть им или разрушить его. Без этих детонирующих страстей, художественные воспроизведения действительной жизни имели бы жалкий вид голого скелета, у которого все кости анатомически точно находились бы на своих местах, но он был бы лишен главного: тёплого мяса и нежной кожи, под которой струится алая кровь.

Но одного наличия страстей в идеях недостаточно.  Чтобы сообщить их другим, нужно выражаться ясно. Мы выражаемся словами. Именно они позволяют нам, как сумасшедшим ювелирам, выгравировывать свои стоны и крики на сознании других. Гравировку никто не сможет разобрать, если она нанесена порывистым движением, движением за которым не стоит никакой ловкости и точности. Важно, чтобы каждое слово было объяснено и вызывало в уме читателя идеи, как можно более приближенные к тем, что вы желали передать им. Вам необходимо догадываться о возникновении самых грубых ошибок в уме читателя и предвидеть самые неожиданные повороты мысли, которые он только может совершить при чтении. Поэтому никакое увлечение фантазией с вашей стороны недопустимо. Вы обязаны заботиться об общей связи текста, о соразмерности частей и постепенности переходов, а не забавляться причудливыми скачками от одного предмета к другому. Подобная любовь к внезапным прыжкам и вольтфасам уводит вашу мысль в двусмысленность.

 

Двусмысленность

Двусмысленность изложения всегда являлась главным недостатком в тексте и устной речи. Втискиваясь между вашими словами, она создаёт логические миражи, за которыми невольно, с уверенностью и чистым доверием устремляется чужой ум, приходя к тем выводам, которые вы и не думали вложить в передаваемую вами мысль. Из этого в читателе или слушателе, возникает фальшивое впечатление, автором которого являетесь уже не вы, а их логика, которую вам не удалось подчинить себе. Вся эта неточность приводит лишь к одному печальному последствию — взаимному недопониманию, которое так распространено среди людей. Есть, конечно, извращенцы, испытывающие внутреннее возбуждение от наблюдения за выкидышами собственной музы. Эти безобразные риторические уродства называются ими «самобытным стилем». Преждевременно выронив его из себя, а не родив – выдержав при этом естественный период вынашивания идей, эти безумные родители проникаются глубокой любовью к своему уродцу только по тому, что в нём течет их кровь. Затем они помещают его в изысканный хрустальный графин, заливают спиртом, закупоривают и наслаждаются своим творением.

С другой стороны, можно найти редкие исключения того, как совершенно безобразные с точки зрения логики творения, имеют своё чарующее влияние на людей, находящих в себе чувство, доходящее до болезненности. В основном, это чарующее влияние встречается в поэтических творениях. Очарование их состоит, конечно, не в хаотичности форм, а в искренности, хорошо продуманных, а затем переданных ими впечатлений, взятых из действительной жизни. Это очарование согревает туманы, наполняет сердце кипятком сердечного потока крови, и делает каждый вдох читателя сладким настолько, что ему кажется будто он только что вырвался из глубины. Пусть эти произведения не имеют внутренней связи и, вероятно, никакого человеческого смысла, но они есть порождение интимной страсти человека, которая осязаема для каждого, мало-мальски чувствующего человека, неравнодушного к искренности.

И все же, мы, как люди бесчувственные и бездушные, не находим в этих творениях большой и прочной работы. Мы поражаемся этим жонглированием и тасованием изумительных картин, которые постоянно сталкиваются, наслаиваются друг на друга и этим уничтожают смыслы, превращая произведение в разноцветное пятно. Мы решительно не понимаем этой расточительности и этой шалости красками, которая даёт лишь кратковременное наслаждение воображению и не даёт для жизни абсолютно ничего.

 

Последовательность и стройность изложения

Вернёмся к последовательности. Голова каждого человека полна прекрасных мыслей, да вот только излагают их беспорядочно и хаотично, всё куда-то торопясь. Встречается недопонимание, а за ним закономерно следует разочарование в собственном красноречии. Но всё это глупейшие обиды и искусственно созданный повод поопускать собственные ручки. На самом деле, эти люди не научились прежде всего понимать себя. Они гоняют свои цветные и бесформенные образы в голове, да только связать их не умеют, украсить, да привести в порядок. Не организовав в собственной голове порядок, вы никогда не сможете стать понятным для других. Важно чтобы в ваших текстах и речах, за супом следовал песочный торт, а не напротив; пальто надевалось прежде, чем рубашка, анестезия производилась до надреза, а не после. Не выдержав эту последовательность, вы обречете вашего читателя на гарантированное несварение желудка, неудобство или боль.

 

Яркость изложения мысли

Как известно, во все времена писатели и риторы с целью достичь симпатий к себе у граждан, прибегали к поэтическому искусству, которое ложилось важным элементом в каждую их мысль. Именно поэтический элемент позволяет вызвать в слушателе или читателе сильнейшее впечатление и вместе с этим отпечатать с выразительным рельефом ту идею, которую автор намеревался передать. Вообще, следует запомнить, что удачными оборотами и сильными выражениями всегда являлось и является по сей день, искусство точно впрыскивать поэтические краски в идеи, которые без них остались бы бесцветны, а значит и незаметны для ума читателя. С красками же, они становятся отчетливыми, ясными и, наконец, более способными произвести на человека сильное впечатление, а это и есть главная задача оратора и писателя. Ведь искусство писать и заключается в искусстве вызывать ощущения, и чем ярче, стройнее, лаконичнее выстроена мысль, тем она яснее и отчетливее запечатлеется в памяти человека.

Но в тоже время, важно уметь чувствовать и дозировать краски. Не кладите вы их густо, ярко, чтобы читатель потонул в них. Так, вы предоставите ему не вашу мысль, а изнасилованную кистью палитру. Не увлекайтесь оборотами, позвольте мысли быть понятной, а не,- пусть и узорно,- но закрученной до неузнаваемости; позвольте читателю, говорю я, понять, что перед ним играет на органе не обезумевший композитор, который выделывает пальцами на клавишах, противоречащие человеческой анатомии штуки, а обычный, такой же, как и он человек.

Надеюсь изложенное выше, хотя бы несколько сориентирует вашу мысль и сделает ваше изложение понятным. Статья выдалась объемной и многословной и чтение её, мне кажется, далось вам не без усилий, но, напомню, писал её я не для вас, дорогой читатель, а для себя. Мне было необходимо выложить на лист и посмотреть, что же осталось в моей памяти от всего вычитанного по этому вопросу за эти годы, чтобы привести это в порядок и сделать живым знанием. Свою потребность я удовлетворил, но вот насколько оно станет и вашим знанием, зависит уже от вас.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *