О красоте и уродстве критики

Какой должна быть критика?

Первое и самое принципиальное качество критики, это полная беспристрастность к изучаемому вопросу. Такая холодность к нему позволяет в каждом отдельном явлении разглядеть не только вредные, но и полезные стороны. Эти стороны должны быть изучены с равным усердием, а после, их нужно выпустить на свет. Страстный же человек, не способен разглядеть черты, рассматриваемой вещи. На его носу очки с искаженными линзами, да и при том, сильно разноцветными. Он обязательно является любовником одной из сторон. Он изуродует одну и приукрасит вторую, а в худшем случае, ограничится цельным приговором.

Подобный подход уничтожает критику или же превращает её в занятие по наклеиванию пустых ярлыков. А это глупо и безвкусно в высшей степени. Такое занятие могут позволить себе лишь разве что политики, поэты, романтики-философы и прочие фразеры-верхогляды, которые избрали своей профессией надевать непрошенные одежды на чужие личности, чтобы поразвлечь народ. Как правило, наши фразеры никого этим не характеризуют, да и не способны кого бы то ни было охарактеризовать. Но тот образ, который получается после плотного оклеивания личности самыми измятыми ярлыками и обрывками, очень веселит народ и этого оказывается достаточно. В этом и состоит большинство современных критик, на которых будет лишним даже случайно ступивший взгляд.

Небрежно набросав представление о критике общей, мне хотелось бы сказать пару слов о критике частной, которая ежедневно соприкасается с нашей личностью. Разберу этот вопрос основывая свою мысль на классической физиологии, но подам его не непосредственно, а через художественные штрихи. Они менее тяжелы и сильнее врезаются в память.

Безусловной глупостью должно считаться любое оскорбление пропущенное в вашу сторону безо всякой критики. Критичный человек, чье имя окрестили «пьяницей», «убийцей», «клеветником» или «бессовестным карманником», воспримет эту характеристику толпы без всякого сочувствия. Он хорошо знает себя и потому, не пользуется искусственным мнением о себе. Для суда над своей личностью у него есть собственная судебная палата, с разумными законами и полной документацией, которая точно запечатлела все причины и следствия даже самых холодных актов поведения.

Да и кому, как не вам должно быть хорошо известно лживы вы или расчетливы и дальновидны. Другим увидеть этого будет не под силу даже через мощнейший микроскоп. Они видят только внешнюю сторону ваших поступков и строят представление о вас лишь на основании собственных предположений. Поэтому легкомыслием будет придавать чужому мнению осязаемые формы. Нужно с умом настраивать своё.

Пару замечаний.

Нет ничего красивее и очаровательнее достойной критики. Она находит даже самые потаенные щели в вашей работе, раскрывает и обнажает самые неприятные пробелы и уродства, которые вы с такой тщательностью пытались скрыть от посторонних глаз. Она способна ущипнуть и уже этим, будет удостоена заслуженного внимания.

К такой критике открыт я, и, в тот же момент я совершенно бесчувственен и сух к любому проявлению глупости или милой невнимательности со стороны. Особенно это касается моих текстов, где недостатков и пятен полно. Вот возьмём, например, мой стиль изложения, который грешит частыми уходами в научные дебри. И ведь не для кого ни секрет, что эти темные, полные ветвей и вязких смол дебри, должны освещаться читателю только мягким и исключительно чистым светом. Каждое слово должно быть объяснено, раскрыты все понятия и смысл должен стройно следовать один за другим, без всякого намека на углы и резкости. Но проделать этого я не могу. Я по-прежнему чувствую, что не понятен читателю. И это главный недостаток, который, я думаю, будет полезно подпускать к своей мысли, чтобы он её волновал.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мысль на тему “О красоте и уродстве критики”